|
Хочет ли потребитель быть главным?Конкурс «Потребитель-главный в системе ЖКХ», объявленный Киров-градским отделом Роспотребнадзора («МВ» №10, от 9 марта), по задумке организаторов, должен был наглядно проиллюстрировать отношение самих граждан к теме, ставшей «любимой мозолью» для кировградцев и не только. Ведь больше половины всех поступающих в Роспотребнадзор жалоб относится именно к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подобный конкурс, по словам главного специалиста Натальи Лялеко, кировградс-кий отдел Роспотребнадзора проводит впервые. И учитывая сжатые сроки, которые даны были для обдумывания вопросов, количество присланных анкет организаторов приятно удивило. - Анализируя конкурсные анкеты, - делится Наталья Васильевна, - можно констатировать существенную грамотность жителей в вопросах жилищно-коммунального хозяйства. При этом большинство в своих ответах несколько сужают свои права и расширяют права Управляющих компаний. Так, почти все забыли, что потребитель имеет право не только получать коммунальные услуги надлежащего качества, но и требовать от исполнителя возмещение убытков и вреда, причиненного здоровью или имуществу, а также неустоек (в виде штрафов, пеней) при некачественном предоставлении коммунальных услуг. С другой стороны, многие приписали УК право ежемесячных проверок правильности снятия показаний с приборов учета.-"*' Одновременно с этим главный специалист отдела отметила, что случаи, когда сами потребители выступают и активно отстаивают свои интересы, скорее исключения, чем правило. Чаще потребители ограничиваются жалобами или высказыванием недовольства в кухонных разговорах. Между тем, многие инструменты дЛя решения вопросов находятся в руках потребителей. - Мы,, конечно, при обращении готовы дать необходимые экспертные заключения для суда, - уверяет Наталья Лялеко, - но по существующему законодательству потребитель действительно главный в сфере ЖКХ. И без его инициативной позиции никак не обойтись. Отмечу, что даже те «коммунальные» дела, которые мы выигрывали, выступая в интересах неопределенного круга лиц, натыкались на пассивность и инертность людей. Судебные разбирательства -дело не одного дня, и к моменту, когда решение суда вступало в силу, большинство жителей уже махнуло рукой на то, что первоначально вызывало у них бурю негодования. ■ Свои варианты ответов на заданные вопросы предлагали жители Кировграда, Верхнего Тагила и Невьянска. Однако в тройке победителей оказались лишь кировградцы. Правильно на все вопросы смог ответить Алексей Га-дельшин, с небольшим отставанием в набранных очках за ним следует Наталья Перепе-чина и замыкает призовую тройку «знатоков ЖКХ» Виолетта Дерябина. Как признался сам победитель, то, что ему удалось набрать 190 баллов из 190 возможных, стало для него неожиданностью. Алексей трудится проектировщиком в ПКО филиала «Производство полиметалгтов» и докой в ком-* мунальных вопросах себя отнюдь не считает. Замечая, что участием в конкурсе «обязан» отпуску, профессиональной привычке «всегда учиться чему-то новому» и Интернету... О собственном опыте отстаивания потребительских прав в коммунальной сфере говорит скромно. - Оплата за жилищно-коммунальные услуги ежемесячно вычитается из заработной платы по заявлению, - продолжает Алексей. - Представителей своей Управляющей компании я видел, разве что, один • раз, когда они приходили агитировать за свою компанию. ~:~в^а -::-^а з нашем доме решили установить теплосчетчик, мне очень плотно пришлось работать именно с фирмой, что его ставила. Скажу только, что проектную документацию я заставил их переделывать полностью, потому что в первоначальном виде она не выдерживала никакой критики и заставляла усомниться в их профессиональной пригодности. Конечно, меня, как и большинство кировградцев, не устраивает качество и других коммунальных услуг, а частое отсутствие воды и вовсе является унижением человека, но тратить нервы и время на доказывание того, что «ты не верблюд», я не готов. Вечера в нашей семье мы посвящаем детям, а не написанию исков, жалоб и претензий. И с моей позицией согласятся, наверное, 90% жителей. И тут же добавляет, что низкое качество услуг во многом объясняется объективным износом и ветхостью инфраструктуры ЖКХ, а не отсутствием у коммунальщиков желания работать. Борьбу же за свои потребительские права каждому кировградец предлагает начать с экономии в рамках собственной квартиры. Установка индивидуальных счетчиков многим может стать серьезным подспорьем в деле сбережения «своих кровных». Хотя данные преобразования связаны с первоначальными расходами и часто невозможны без значительного ремонта (поэтому собственно и не пользуются особой популярностью у жителей), они ведут и к изменению сознания. Научившись экономить воду и электроэнергию (а фактически - свои деньги), вскоре станет вопрос об экономии тепла, и не только в квартире, но и в рамках дома. Если сейчас, уверен Алексей Гадельшин, уже не удивишь установкой охранной или пожарной сигнализации, однако, предложения об оснащении квартир водяными расходомерами с температурными датчиками или устройства, которое автоматически в зависимости от уличной температуры будет уменьшать потребленное домом тепло в случае «перетопа», воспринимаются большинством как желание «поумничать». - Я был удивлен, что большинство участников конкурса, прибывших на награждение, это молодежь, - говорит победитель. - Конечно, для того, чтобы с толком «влезать» в коммунальные дела нужно обладать не только волевым и правдолюбивым характером, быть юридически грамотным, но и «быть в теме», по поводу которой обращаешся. Будь то водо- или теплоснабжение. Эмоциями дырявые трубы не залатаешь. А для конструктивного диалога с теми же Управляющими компаниями «коммунальный ликбез» не помешает ни молодому, ни старому.
Конкурсная анкета включала в себя и творческое задание - фантазию на тему «Какой бы я хотел видеть свою Управляющую компанию». И участники не скупились на предложения и критику. Среди присланного было и хвалебное сочинение, посвященные работе УК поселка Цементного (правда, на памяти специалистов местного Рос-потребнадзора подобный отзыв единичен). А мы решили опубликовать пожелания победителя конкурса, Алексея Гадельшина (ну, чтобы с ними ознакомились и работники управляющих компаний):
ООО «Зарубежная недвижимость» г. Екатеринбург - недвижимость за рубежом, АН "Регион-Маркет" - недвижимость в Екатеринбурге Телефоны агентства недвижимости: +7(343)268-30-22, E-mail: regionural@bk.ru Skype: regionural |