+7(343)216-35-67
+7-950-633-12-67

Средневековые игры

Среди многочисленных домашних игр наибольшей популярностью пользова­лись кости. В ту эпоху они имели такое же значение, какое впоследствии приоб­ретут карты. Представите­ли всех социальных катего­рий в хижинах, замках, тавернах и даже монасты­рях предавались этой игре с губительной страстью, тщетно порицаемой суве­ренами и прелатами-реформаторами.

Здесь проигрывались деньги, одеж­да, лошади и жилища. Многие, как, на­пример, несколько позже поэт Рютбеф , жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же играть в нее было еще и опасно. Хотя игроки пользо­вались рожком, нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намаг­ниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате воз­никали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Больших усилий требовала загадоч­ная игра «табль» («*аЫез»), литература придавала ей особое значение, однако ее правила практически неизвестны. В какой-то степени она напоминала игру в триктрак , участвовали двое или чет­веро игроков, используя несколько кос­тей и много жетонов.

Во Франции шахматы появились в XI веке, а вовсе не во времена Карла Ве­ликого, как это иногда утверждают. Очень скоро они сделались любимым времяпрепровождением аристократи­ческого общества. Умение играть в шах­маты считалось одной из составных ча­стей воспитания юного рыцаря. Чтобы достичь в нем совершенства, нужно, как говорится в «Песне о Ли де Нантейле», начать обучение в возрасте шести лет .

В литературе описание шахматных партий занимает значительное место. Это одновременно и забавный эпизод, и драматическое действие. Иногда эти партии начинались из-за столкновения серьезных интересов: в них могла ра­зыгрываться судьба женщины, пленни­ка, армии.

Дамы и молодые женщины без ма­лейших колебаний садились за шахмат­ную доску и часто показывали себя бо­лее искусными игроками, чем мужчины. По легенде Алиенора заставила потер­петь поражение в шахматах самых вли­ятельных князей Англии и Франции.

Часто проигравший в ярости от сво­его поражения ранил или убивал про­тивника. В «Рыцарстве Ожье» Шарло, сын Карла Великого, проиграв Бодине, сыну Ожье Датчанина, «схватил обеими руками шахматную доску, бросил ему в голову и проломил ее так, что брызнул мозг» .

До конца XII века шахматная доска была однотонной (обычно белой), и про­резанные (иногда отмеченные красным) линии делили ее на 64 клетки. Соврег менный вид - чередование черных и белых клеток - доска приобрела толь­ко в начале правления Филиппа Авгус­та. Это не изменило правил игры - и сегодня можно играть в шахматы на одноцветной доске - однако облегчи­ло видение и проверку ходов.

Сами ходы несколько отличались, поскольку фигуры имели несколько иной характер и правила передвижения. Прежде всего «ферзь» (от персидского слова, обозначавшего визиря) двигался не во всех направлениях, а только по диагонали и не больше, чем на одну клетку за ход. Сила этой фигуры на шахматной доске была невелика.

Так же и «альфен» (аК1п), заменявший современного слона, продвигался по диагонали на две клетки через две (и мог при этом перепрыгивать через дру­гие фигуры).

Зато король, ладья, конь (вместе с рыцарем на спине) и пешки ходили точ­но так же, как и в современной игре, если не считать некоторых незначительных отличий. Например, король и ладья мог­ли делать рокировку в любом положе­нии, а пешкам в начале игры разреша­лось передвижение только на одну клет­ку, не допускалось также взятие на про­ходе. Цель игры, как и сегодня,- поста­вить мат королю противника, и так же, как и сегодня, говорили «шах», если ему угрожала непосредственная опасность.

Форма фигур зависела от местнос­ти и уровня игры. Для повседневных игр уже делали стилизованные фигурки из кости или дерева, и никаких правил их изготовления не существовало. Для па­радных же игр фигурки вытачивали из слоновой кости, эбенового дерева, ян­таря или яшмы. Каждая из них служила определенным символом. Три остава­лись практически неизменными: король всегда с короной на голове; конь - всадник верхом на коне; пешки - в виде легковооруженных солдат.

Форма остальных трех фигур варьи­ровалась. Ферзя мог представлять си­дящий человек с лицом, как у короля, но без короны, иногда- под влиянием кур­туазной культуры - вместо него высту­пала дама. АШп изображался в Англии и Западной Франции как епископ, во Фландрии и Рейнской области - как граф; в других районах - как пожилой человек, дерево или животное. Наконец, ладья могла быть сделана в виде тяже­ловооруженного солдата или животно­го с башенкой на спине, а чаще пред­ставлялась целой сценой с участием двух персонажей: Адама и Евы, святого Михаила, убивающего дракона; двух пе­реплетенных чудовищ, двух рыцарей, сражающихся копьями.

У каждого играющего имелось по 16 фигур, перед началом партии их рас­ставляли так же, как и в современной игре. Причем с одной стороны выстра­ивались белые, а с другой - не черные а красные. В области шахмат царил.' те же символы, как и во всем осталь-

человека белому цвету противопостав­лялся не черный, воспринимавшийся отсутствием цвета, как такового, а крас­ный - цвет цвета.

Футбол (или как пожелаете)

Что надо: Нечто напоминающее мяч, две команды, быстро бегающие и пыта­ющиеся закинуть то самое, напоминаю­щее, в «ворота» противника. Закинули -тхе енд.

Команда. Состоит из (...) игроков. Нужное вписать: от одного до целой деревни со всеми имеющимися мужи­ками, бабами, киндерами, курами, коро­вами и прочими предметами обстанов­ки. И если одна курица первой коман­ды стоит всех одиннадцати прекрасных воинов другой команды, то так они и будут играть 1 против 11.

Количество игроков любое.

«Ворота». Все, что угодно от дырки в полу до рыночной площади.

Поле: то, что между воротами, ага. Размер не главное.

Нарушение правил? Ну, вот, например, в 1321 году один игрок угондошил в процессе игры другого, и ничего. С каж­дым может случиться.

Ручками? Ручками! Можно носить, кидать, таскать и т.д. Впрочем, если вы пошиты хотя бы на середину XV, то мо­жете трогать мяч и ногами. Именно тог­да это разрешили. А если нет, то не рас­страивайтесь, все равно играть в фут-бал ногами могут только нецивилизо-ванные бразильцы, в Европе такой спо-

 

А]диегрие - испанское название игры, которую завезли в Европу продви­нутые мавры. Известно, что в эту игру уже тысячу лет играют в Египте и Сред­нем Востоке.

В арабской книге К11аЬ-а1-Адпап|', пи­санной в 10 веке, игрушка носит имя Эль-Квиркат. В ЫЬго бе ^едоз короля Альфонса Мудрого представлены неко­торые разновидности А1диегдие. И, кста­ти, один из таких видов - А1диегде бе аосе - до сих пор популярен в испанс-<их кабаках.

 

 

.Писец и гуси - игра представляет собой стандартную охотничью развле-куху тет-а-тет. Одному игроку достает­ся одна маленькая, но быстрая и злая фишка, которая жрет находящиеся в ко­личественном превосходстве фишки второго игрока.

Первыми игрушку описали исланд­цы в саге "Греттис", но изобрести под нее доску додумались только итальян­цы и англичане. Вот например, кто-то откопал, что в книге расходов короля Эдуарда IV (1461 - 1483) одной из ста­тей указывалось перековать старенькое серебришко на двух лис и 26 собак, то есть на два полных комплекта фишек.

Изначально в игре участвовали 13 гусей (собак) и одна лиса. Каждый дви­гается к противоположному краю доски и в процессе сего действа лиса жрет гусесобак. Правила поменялись после 1600 года: гусесобаки новейшего вы­пуска не могли уже двигаться назад или по диагонали, зато они размножились до 17 штук.

Позиция номер раз: см. картинку. Первыми ходят рыжие. Лисец дви­гается в любом направлении и, уви-    ,?

дев свободное место за спи­ной гусесобаки, прыгает на него через голову последней, убивая ее. Или даже их: се­мерых одним ударом (в об­щем система как в шашках). Трупики/тушки убираются с поля. Но в принципе лисец может быть пацифистом и никого убивать не обя­зан.

Гусесобаки двигаются короткими перебежками (один ход/шаг/клетка за раз) вперед или в стороны, но не назад и не по диагонали. Гуси-мутанты побе­дили, если смогли окружить лису так, что ей не шевельнуться.

Лиса победила, если сожрала 12(10) гусесобак.

Три «брэ».

Изначально игра использовалась для тренировки оруженосцев, которые дол­жны были суметь в случае необходимо­сти вытащить из сутолоки боя своего господина. Первое время играли с ко­жаным мешочком, набитым еловыми шишками. Во время игры из-за невоз­можности видеть оружие противника, нередко случались травмы, поэтому с 12 столетия в нее стали играть в одних только брэ.

Поле: площадка - круг диаметром 6 метров, со средней линией и двумя во­ротами (диаметром в метр) Линии раз­метки прокладывались при помощи со­ломы. Мяч делается из кожи или льна и набивается соломой или тряпками. Вес 25-40 кг, 90-120 см в диаметре. Каждая команда состоит из 6 игроков, одетых только в брэ босые или в крестьянских башмаках.

Обе команды находятся на своей по­ловине поля, но место каждого отдель­ного игрока строго не оговаривается. Мяч лежит в середине круга. Суть игры - загнать мяч (закатить, забросить, зане­сти, затащить, заволочь, запинать или уж как получится) в «ворота» против-

ударов и пинков, а также при­менения оружия, можно де­лать все. За нарушение пра­вил вся команда сразу диск­валифицируется. Отдельный игрок может быть дисквали­фицирован судьей при грубых на­рушениях чести и морали (ругал­ся матом три минуты, плевался на пол 2 минуты, ну и чья честь еще на что гораз­да)

Длительность игры: 2-3 минуты, с 3 минутным перерывом. Если за это вре­мя мяч так и не был забит, то после вто­рого перерыва назначается дополни­тельный тайм, который продолжается до победы одной из команд.

Во время игры состав команды не мо­жет меняться, если только игрок не травмируется на­столько, что не сможет без по­сторонней по-, мощи   поки­нуть поле.


 

ООО «Зарубежная недвижимость» г. Екатеринбург - недвижимость за рубежом, АН "Регион-Маркет" - недвижимость в Екатеринбурге
Агентство Недвижимости ООО «Регион-Маркет» - надежность, проверенная временем
Адрес агентства недвижимости: 620114 Екатеринбург ул. Хохрякова, 98
ТЦ Весенний, 3 этаж, офис 40

Телефоны агентства недвижимости: +7(343)268-30-22,
Телефон/факс: +7(343)216-35-67,
+7-950-633-12-67

E-mail: regionural@bk.ru

Skype: regionural

Средневековые игры