+7(343)216-35-67
+7-950-633-12-67

Посвещается незабывшим язык

Отчего конь не валялся и зачем бьют баклуши

Посвещается незабывшим язык

 

Богат русский язык на обозначение бездельни­ков: лодыри, лентяи, ленивцы, лежебоки, лоботрясы, праздношата­ющиеся, фланеры, шало­паи, оболтусы, балбесы, шалопуты. И вообще сачки. Тунеядцы и дармо­еды! Байбаки и гультяи! Хрестоматийные Обломовы, в конце концов.

Весь спектр эмоций отражен в сло­вах, вполне допустимых в проникновен­ном монологе, в котором противопостав­ляется «мы пахали», а вы, вы!!! Смотрим выше.

С некоторыми словами все сразу понятно. Тунеядец и дармоед - два од­нояйцовых близнеца. Что даром есть, что втуне ясти.

Одним словом - небо коптить. У Бога небо коптит, у царя земного землю топ­чет и живёт, хлеб жуёт.

С другими словами и выражениями не все так ясно. С детства помню ба­бушкино: «У тебя конь еще не валялся!». Почему-то было сразу понятно, о чем идет речь. Срочно (или не очень) сле­довала «работа над ошибками». Так и ' не успела спросить, что же это за конь-то такой...

«Шли годы. Смеркалось»

Однажды, придя домой и узрев детс­кий беспорядок, я неожиданно с ужасом сама от себя услышала: «Я тут пахала как ломовая лошадь, а у вас еще конь не валялся!». Деточки подняли свои яс­ные глаза и срочно (или не очень) при­ступили к делам, тоже не спросив, что за искомый конь и почему я считаю, что он где-то не валялся.

Так и не покидает меня интерес к означенному не валявшемуся коню. Пока удалось выяснить, что версии су­ществуют разные, но все считаются спорными. Первая связана с крестьян­ским обычаем не начинать работ, пока не поваляется конь. Животному нужно размять мышцы, почесать разные части тела. «Где шелудивый конь валялся, там не след чистой ногой наступать: лишай сядет» (Н. Лесков «Старые годы в селе Плодомасове»).

Другая версия связана с кастрацией коней. Ведь коновал - изначально тот, кто «валит жеребца», то есть холостит его. Это потом уже слово приобрело другие значения и оттенки. Но и это предположение не представляется убе­дительным. Таким образом, с конем од­нозначного ответа получить пока не уда­лось. Но смысл выражения ясен: конь не валялся - к делу еще даже не при­ступали. А уж если конь никогда не ва­ляется - то просто никчемные люди, чего от них ожидать? Ни тпру, ни ну и не при­шей кобыле хвост.

Гоняющий Лодыря

Оказывается, и с лодырем сейчас не все ясно. В уважаемых этимологичес­ких словарях это слово возводят к немецкому. Но вот все чаще и чаще вспоминают не менее уважаемо­го немецкого врача, работавшего в Рос­сии. Доктор медицины Христиан Ива­нович Лодер (1753, Рига - 1832, Москва) прославился и как анатом, и как прекрас­ный организатор медицинского дела в Российской империи.

Уже к концу жизни он открыл в Моск­ве лечебницу минеральных вод, которая пользовалась большим успехом у иму­щих слоев населения. Поскольку осталь­ному народу смысл лечения Минводами был не слишком ясен, то фамилию док­тора быстро переделали на свой лад.

-  Ну куда эти бездельники едут?

-  Да лодыря гоняют, понятно.

Куда-то ехать, чтобы попить воды, по­том пофланировать без всякой цели -да разве это занятие?

Насколько верна эта версия - тоже не знаю, однако за доктора Христиана Ивановича несколько обидно: много хо­рошего он сделал за свою жизнь: орга­низовал несколько госпиталей, анатоми­ческий театр, выхаживал раненых в Оте­чественную войну 1812 года и писал научные труды.

Битье баклуш - это вам не сидение, сложа руки

-  А что ты делать умеешь?

-  Не учёные мы, батюшка водяной, только баклуши и бьём.

-  Хорошо, - говорит водяной, - бей баклуши... - и ушёл.

Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить. Много набил, целую кучу. Пришёл водяной и удивился:

Ты что это вытворяешь?

Баклуши бью, как вы приказали. -А на что мне баклуши? Почесал мужик спину:

Ложки из них делать.

(А.Н. Толстой. Сказка «Водяной»).

Сидеть, сложа руки - выражение, не требующее объяснений, тем более что присутствуют аналоги во многих языках. С баклушами не так понятно, хотя эти­мологическая «ситуация» всегда счита­лась однозначной. Баклуша - некий чур­бак, из которого делали заготовки для некоторых долбленых изделий, напри­мер, ложек. Казалось бы - совсем не­сложное занятие. Однако же - занятие, тем не менее. И уж никак не бесполез­ное. Делать заготовки для посуды - раз­ве такие уж пустяки? Этим вопросом задавались многие.

«Вот, рыскают по свету, бьют баклу­ши, воротятся - от них порядка жди!» -писал Грибоедов. Баклуши бить - не сидеть, и не лежать. Можно бить баклу­ши, рыская по свету и гоняя собак, голу­бей и слонов. Все эти фразеологизмы зафиксированы и в литературе: «Я рас­кис и ошалел, да слоны слонял по Мос­кве», «Слоняет слоны из комнаты в ком­нату.» (Н. Лесков). Одним словом - сло­няться без дела и бить баклуши.

Но некоторые филологи предполага­ют, что речь идет о другом возможном значении слова «баклуши». Во многих русских говорах баклуша зафиксирова­на как «палочка, чурочка для игры в баб­ки». То есть бить баклуши - это изна­чально играть в городки, или бабки. И строгий негативный оттенок этого вы­ражения немного снимается. Ведь игра - это не безделье, это некая небольшая, но важная часть жизни.

- Такое предположение довелось вы­читать у Н. Шанского. Он же и слово «сачок» также возводит к игре. Есть ос­новная версия - морская. Брезентовый мешок - сак - предохранял якорное устройство от трения, Сак находился на баке, там же разрешалось курить. Те, кто частенько хаживал на носовую часть корабля на перекур - сачковал. Но воз­можна и другая версия, тоже связанная с игрой в бабки (одна из разновиднос­тей ее - саки или сачки).

Вариант с игрой; верный или нет, -конечно, симпатичен. В нем есть снис­ходительность, в нем есть понимание, что человеку необходимо, в том числе, и по­тешиться игрой в урочный (или не очень) час. Но в целом, судя по языку, к без­дельникам относились строго, что отра­жено в многочисленных словечках и фразеологизмах. Ведь вчера конь не валялся, сегодня бьешь баклуши и сач­куешь, и что получится завтра?

Отставной козы барабанщик

Оказаться в этой роли - символ на­стоящего жизненного крушения. А вы­ражение взялось от бродячих трупп, где главным актером был ученый медведь (то есть дрессированный), за ним ше­ствовала «коза» (то есть ряженый с ко­зьей шкурой на голове), и только за «ко­зой» - барабанщик. Роль последнего состояла в том, чтобы бить в самодель­ный барабан, зазывая публику. Переби­ваться случайными заработками или подачками - само по себе неприятно, а тут еще и «коза» не настоящая. Отстав­ная коза.

Хорошо, что из непонятных глубин па­мяти иногда сами собой вырываются давно забытые слова и выражения. И можно сказать что-то не обидно. Или почти не обидно. Даже себе.

Творимое с умом и не шутя безделье освежает наши души; с утра я лодырь, вечером лентяй, и только в промежутке бью баклуши. (И. Губерман).

 

 

ООО «Зарубежная недвижимость» г. Екатеринбург - недвижимость за рубежом, АН "Регион-Маркет" - недвижимость в Екатеринбурге
Агентство Недвижимости ООО «Регион-Маркет» - надежность, проверенная временем
Адрес агентства недвижимости: 620114 Екатеринбург ул. Хохрякова, 98
ТЦ Весенний, 3 этаж, офис 40

Телефоны агентства недвижимости: +7(343)268-30-22,

Телефон/факс:+7(343)216-35-67, +7-950-633-12-67      

E-mail: regionural@bk.ru

Skype: regionural


Посвещается незабывшим язык